Казахская музыка


Еще в древности, в традиционной культуре казахов очень значительное место занимала музыка и народные музыкальные инструменты - кобыз, сыбызгы, дауылпаз, кос сырнай, шертер, жетыген, керей, асатаяк и также многие другие. Их дальнейшее развитие и формирование было тесно связанно с развитием музыки в соседних государствах - это было звязанно с общими языками, укладом жизни, обычаями, обрядами и др.

Самым первым музыкальным инструментом казахов является – сыбызгы, этот прекрастный инструмент создавали из полого стебля растения курай. Довольно простая форма и доступность материалов для изготовления - именно эти два признака сделали этот инструмент очень популярным в обществе казахских музыкантов. Его звук - это что-то весьма своеобразное и напоминает нечто дрожащее, будто находящиясе в волнении и трепете.

Сыбызгы был самым любимым инструментом на летних пастбищах, отлично подходил к оркестру на свадьбах, постоянно пребывал при рождении ребенка или на прибытии очень уважаемого гостя.

Тоже весьма древний инструмент - кылкобыз. Это смычковый музыкальный инструмент имеющий всего две струны. Он был и всегда будет одним из самых популярных инструментов у казахского народа. Струны сделаны конских волос, даже само слово "кыл” связано с этим. Струны этого замечательного инструмента состоят из более чем сотни конских волос, а при прикосновении со смычком они издают совсем необычные звуки.
Кылкобыз может издавать как гнусные, так и писклявые звуки - это зависит от силы удара по струнам инструмента.

Данным инструментом пользуются так называемые «жирау», то бишь народные певцы, хотя сначала этот инструмент использовался только в магических ритуалах у народных целителей и шаманов.

Но, для казахского народа также одним из самых любимых музыкальных инструментов была и навсегда остается красавица-домбра. В далеком для нас прошлом струны этого замечательного инструмента изготавливали из козлиных кишок, и именно этим достигалось достаточно мягкое, нежное и певучее - звучание домбры известное очень многим.

Домбру довольно легко изготавливать в кочевных условиях, ведь даже сама история её создания уходит в древность, это доказывают археологические находки на территории Казахстана и Хорезма, подтвердившие довольно большой возраст инструмента.

Сольная форма игры - одна из особенностей домбрового исполнения. Домбра не нуждалась в поддержке оркестра, и поэтому помогала представлению ярких и очень талантливых исполнителей в разные времена, именно их имена казахский народ до сих пор бережно хранит и помнит.

В музыке казахов особенное место занимают народные песни.

И это замечательно, что до наших дней дошли традиции песенно-поэтического искусства, и это во многом благодаря преемственным связям музыкантов и народных исполнителей. Именно их творчество объединяло в себе и поэзию, и музыку, и обряд, а иногда и элементы драматического и сценического искусства. На мой взгляд, почти каждый народный исполнитель, а именно - акыны, жырши, домбристы имели исключительно ассоциативное чутье, обладали тонким восприятием мира и уникальной в своем роде памятью, и именно благодаря этому в музыкальной истории казатанского народа и сохранилось достаточно много видов традиционного искусства.

С недавнего времени акынами казахи называли именно певцов-сказителей, которые выступали для публики или соревнавались в айтысах - песенно-поэтических «спорах» - с домброй в руках, их сопровождали домбристы-кюйши.

Понятие «акын» имеет довольно широкий, собирательный смысл.

Акыны - являются импровизаторами, они пользовались заслуженным уважением и почетом, также они были желанными гостями и любимцами народа. Ведь когда-то прекрасная песня оценивалась дороже отары овец и табуна лошадей.

Почти до ХХ века казаский народ придерживался родового уклада жизни, и любое значимое событие, которое произошло в семье, отмечали очень торжественно, проводили соответствующими обряды, которые были поводом для создания напевов, служившими пояснением происходящего ритуала.

На мой взгляд, довольно интересны примеры обрядовых действий, практически полностью построенных на песнях. 
Например, во время свадьбы у казахов обязательно проходили айтысы, то есть поэтические состязания. Вначале которых исполнители всегда пели песню «Той бастар», в переводе «Открытие торжества». И именно эта обрядовая песня шаг за шагом рассказывала о сути происходящего действия. Такими же описательными повествованиями являются и песни невесты, совершающей ритуал прощания с отчим домом – «Танысу» и «Коштасу». «Жар-жар» и «Беташар» - это песни-назидания, исполняемые после приезда молодой жены в новую семью.

Обрядовые песни похоронно-поминального цикла носили не только ритуальный характер, но также и эстетические функции. В такой цикл входили именно произведения, которые показывали печаль, скорбь, тоску и горестное состояние. Отсюда и пошло название – «Дауыс» значит "стенать, причитать"; а «Жылау» значит голосить.

Также весьма широко были распространены бытовые страдания - песни об утратах. Яркий тому пример - плачь по уходящей молодости - «Жиырма бес».

Большое множество песен связано с жизненным циклом человека, например, скотоводческим календарем или кочевым образом жизни. Все это находило свое отражение в народной лирике, которая выражалась довольно красивыми, пронзительными песнями, например, «Ауылым кошып барады» то есть «Откочевал мой аул».

Любовные песни, песни-призывы, песни-сказки - этим также богато казахское нородное-песенное творчество.

Именно они, с самых давних времен были для всего казахского народа источником знаний, пониманием всей красоты мира и чувств.



Хостинг от uCoz | По поводу рекламы - skype: ferox09
Скачать казахскую музыку, қазақша әндер